«В этом году поток туристов вырос в два раза. Эффект можно сравнить с временами, когда несколько лет назад россиянам закрыли въезд в Египет и Турцию», — рассказывает Forbes Наталия Шеремет, владелица туристического агентства «Шеди-тур» в городе-курорте Белокуриха Алтайского края. Начиная с июля ее фирма отправляет на экскурсии около 300 туристов в неделю и едва справляется с потоком вновь прибывших на отдых.
Алтай в этом сезоне стал одним из самых привлекательных для россиян турнаправлений. По данным опроса официального портала по вопросам COVID-19 «Стопкоронавирус.рф», хотели посетить регион 36% опрошенных в Telegram-канале ресурса и 24% его группы «ВКонтакте». Провести отдых на Алтае решила и глава Ростуризма Зарина Догузова.
Период с мая по октябрь — традиционно высокий сезон на Алтае. Но этой весной и в первый месяц лета туристическая отрасль не работала. Тем не менее к осени многие игроки местной туриндустрии планируют компенсировать недополученную прибыль (если вновь не будут введены жесткие ограничения).
Дешевле, чем было
«В этом году туристы недоумевают: и зачем они ездили за границу последние 20 лет, когда можно было отдыхать здесь, на Алтае», — рассказывает Вячеслав Есипенко, сооснователь сыродельни «Крафтовые сыры Горного Алтая». Девять лет назад он вместе с супругой переехал из Самары в алтайское село Черга, где наладил производство крафтовых сыров. Из-за ковида в этом сезоне семейный бизнес Есипенко, ориентированный преимущественно на туристический поток, сильно пострадал: весна и начало лета прошли практически без туристов. В июне поток начал восстанавливаться за счет автопутешественников, а в июле, когда региональные власти объявили об открытии границ и в аэропорты региона начали прилетать туристы со всей страны, число клиентов стало таким же, как и год назад.
«Заметно выросло число москвичей и петербуржцев, которые ценят крафтовые сыры из Европы, а о нас узнают от знакомых или через социальные сети», — говорит предприниматель.
По итогам июля Есипенко принял около 20 экскурсионных групп от 3 до 10 человек. В августе и осенью он ожидает дальнейшего увеличения трафика. Средний чек сыроварни составляет 2000 рублей, это на 30% ниже, чем в сезоне-2019. «Цена на наш сыр составляет до 7000 рублей за килограмм, заметно, что люди начали экономить и чаще берут небольшие дегустационные сеты с нашей продукцией», — объясняет Есипенко.
Заметили рост интереса к региону и продавцы авиабилетов. Количество поисковых запросов и бронирований авиабилетов на Алтай в онлайн-сервисе Aviasales за апрель-июль увеличилось на 200% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Наибольшим спросом направление пользуется у жителей Москвы (63% от общего числа поисковых запросов и бронирований), на втором месте петербуржцы (14%). «Туристический Алтай — это в первую очередь Горно-Алтайск. В 2019 году количество искавших и в итоге улетевших из российских городов на Алтай можно было сравнить с Исландией, то есть довольно мало. За год ситуация круто поменялась. Несмотря на то, что как летнее направление оно все равно специфическое, количество поисков и бронирований с апреля по июль 2020-го выросло почти втрое», — отмечает представитель Aviasales.
Сейчас аэропорт Горно-Алтайска ежедневно обслуживает около 1000 пассажиров, приводит данные представитель аэропорта (находится под управлением компании АФК «Система» Владимира Евтушенкова). По его словам, в июле 2020 года пассажиропоток аэропорта Горно-Алтайска по сравнению с прошлым годом увеличился на 65% (в прошлом году в июле он принял 16 400 пассажиров).
По данным OneTwoTrip, цены на авиабилеты в Барнаул в июле были на 30% ниже, чем годом ранее: в среднем перелет обходился в 17 500 рублей. Билеты в Горно-Алтайск подешевели на 10%, до 14 600 рублей.
В июле этого года в регионе стало одним аэропортом больше: начал работать аэропорт легкой авиации на курорте «Белокуриха». Рейсы в Барнаул и Горно-Алтайск выполняет авиакомпания «Сибирская Легкая Авиация» на самолетах вместимостью 17 человек.
Впрочем, большая часть туристов на Алтай все-таки не летит, а едет. По словам главы Республики Алтай Олега Хорохордина, ежегодно Алтай посещают более 2 млн туристов, но лишь 10% из них привозит авиатранспорт.
Горы в «пакете»
Найти свободный отель в Белокурихе сейчас крайне сложно, забито все, говорит Наталия Шеремет из «Шеди-тур». Агентство предлагает 20 различных экскурсионных маршрутов, стоимость билета для взрослого варьируется от 500 до 3500 рублей в зависимости от программы. Причем бронировать экскурсии нужно заранее, чего раньше никогда не было. «Люди засиделись, — считает владелица “Шеди-тур”. — Едут семьями с детьми, для которых мы организуем спецпрограммы. Еще одна тенденция постковида — выросший спрос на индивидуальные экскурсии у тех, кто опасается ездить в автобусе группой 50 человек».
С 18 июля «Пегас Туристик» организовал полетную программу с рейсами авиакомпании Nordwind в Горно-Алтайск из Москвы и Петербурга.
Впервые начал продавать путевки на Алтай и туроператор «Интурист» (также с Nordwind). «Несмотря на то, что Алтай вошел в сезон поздно, спрос появился сразу после объявления о начале работы санаториев», — рассказывает представитель «Интуриста». Недельный тур с размещением в четырехзвездочном санатории в августе, включая перелет из Москвы, в «Интуристе» стоит 78 000 рублей на двоих. Без перелета (актуально для тех регионов, из которых туристы добираются самостоятельно) — 40 000 рублей. Экскурсионные программы запрашиваются в основном на короткие сроки пребывания, более длительным является отдых и лечение в санаториях Белокурихи. Туристов все чаще интересуют туры с возможностью посещения казино (в Алтайском крае находится игорная зона), отмечают в «Интуристе».
По словам представителя «Интуриста», если туры в санатории сейчас еще возможно забронировать, то отели высокого класса загружены полностью и гостей не принимают. Загрузка пятизвездочного комплекса Cosmos Collection Altay Resort, принадлежащего также АФК «Система», в июле 2020 года превысила 92%. «Это на 20% выше загрузки прошлого года», — комментирует президент компании Cosmos Hotel Group Александр Швейн.
— С 1 октября 2020 года на Алтае начнет действовать программа кешбека от Ростуризма, поэтому мы ожидаем высокую загрузку до конца года.
А вот деловой туризм на Алтае пока на паузе. По словам владельца бизнес-отеля «Улитка» в Барнауле Валерия Покорняка, загрузка гостиницы сейчас составляет около 23%. Год назад этот показатель держался на уровне 30−40%. Снизилась и частота заезда постояльцев. Объем недополученной прибыли за март-июнь предприниматель оценивает в 4 млн рублей.
Посмотрите наше видео о 6 местах на планете, за переезд куда вам приплатят: